Важно понимать, что компания MAN Truck & Bus производит только сами газовые двигатели - пять моделей, которые разработаны на базе обычных дизелей небольшой мощности, используемых на грузовых автомобилях, автобусах, катерах и тому подобной технике.
Данные двигатели поставляются пакетировщикам, которые уже и собирают готовые газопоршневые электростанции.
В производстве наших газопоршневых установок используются только оригинальные европейские газовые двигатели компании MAN Truck & Bus (Германия). Модельный ряд двигателей: от 50 до 530 кВт.
Ниже приводится модельный ряд двигателей MAN, а также их основные характеристики:
Модель |
Двигатель |
Электрическая мощность, кВт |
Тепловая мощность, кВт |
Расход газа, куб.м/ч |
MAN 50 |
E0834 E302 |
50 |
79 |
15 |
MAN 70 |
E0836 E302 |
70 |
100 |
20 |
MAN 104 |
E0836 LE202 |
104 |
132 |
29 |
MAN 130 |
E2676 E302 |
130 |
190 |
37 |
MAN 209 |
E2676 LE202 |
209 |
230 |
56 |
MAN 260 |
E3262 E302 |
260 |
325 |
67 |
MAN 350 |
E3268 LE212 |
350 |
440 |
89 |
MAN 430 |
E3268 LE232 |
430 |
515 |
107 |
MAN 530 |
E3262 LE202 |
530 |
630 |
133 |
При выборе единичной мощности ГПУ необходимо учитывать, что электроагрегаты не должны работать с нагрузкой менее 30% от номинальной мощности. Оптимальным диапазоном нагрузки можно считать 30 - 90% от номинальной мощности.
Чем хороши газовые двигатели MAN?
Высочайшее качество
Что касается конструкции газовых двигателей MAN, качества их изготовления и сборки, то весь модельный ряд – это просто эталон, на который должны равняться все остальные производители. И если среди дизелей у компании MAN есть сильные конкуренты (например, MTU), то среди газопоршневых двигателей "маленький" MAN – это премиальное оборудование. В мощностном диапазоне от 50 до 530 кВт в мире ничего лучше просто нет.
Специально разработаны для работы на газе
Все газовые двигатели MAN созданы на базе соответствующих дизелей. Однако газовая серия моторов - это именно новая разработка под иной вид топлива (природный газ – метан), а не переделка стандартного дизельного движка.
Особенности метана как моторного топлива
Температура горения метана составляет 1800 – 2000 градусов по Цельсию, что почти в два раза выше, чем у дизельного топлива (примерно 1100 градусов). Кроме того, у метана больше удельная теплота сгорания и дольше продолжительность процесса горения в цилиндрах двигателя.
Этими особенностями и объясняется необходимость внесения серьёзных конструктивных изменений в двигатели внутреннего сгорания, предназначенные для работы на природном газе.
Проблемы переделанных дизелей
Практика показывает: стандартные дизельные электростанции, переделанные под природный газ нормально работать не могут. Поскольку конструкция камеры сгорания и головки цилиндра на таком двигателе не оптимизирована под работу га газе, то переделанный дизель сильно перегревается. Обычно перегрев наблюдается после того, как нагрузка электроагрегата превышает 50% от номинала.
Изменения в конструкции двигателя
Таким образом, при переходе на природный газ, только переделкой системы зажигания и топливной системы обойтись нельзя. Под метан в двигателе необходимо менять практически всё – и материалы (так как температура горения выше, чем у дизельного топлива), и конструкцию, (как отдельных деталей, так и целых узлов).
Например, головка цилиндра газового двигателя должна быть совершенно другой, чем у дизеля. Здесь и иные, более жаростойкие металлы, и особенная конструкция каналов, обеспечивающая более эффективное охлаждение.
Также, для работы на природном газе поршень должен быть изготовлен из более жаростойкого металла, чем для дизельного топлива. Кроме того, из-за особенностей горения топливной смеси сам поршень на газовом двигателе должен иметь иную форму, чем на дизельном. А поскольку топливная смесь на основе метана горит в цилиндре дольше, чем дизельное топливо, то и рабочий цикл газового двигателя получается иным, чем у дизельного. Соответственно, для работы на метане должны быть внесены изменения и в конструкцию распредвала.
В результате, от исходного дизеля в любом газовом двигателе MAN остались только блок цилиндров, шатуны и коленвал. Почти все остальные детали и узлы двигателя разработаны специально для работы на природном газе.
Вывод:
Конструкция газовых двигателей MAN специально оптимизирована для работы на метане, а не является переделкой стандартного дизельного движка, как у многих других зарубежных и отечественных производителей.
Сервис ГПУ с двигателями MAN. График регламентных работ
Техническое обслуживание E1: Замена масла только на первые 20-50 часов
Проводится всего один раз после обкатки двигателя при наработке 20 - 50 часов. Но может быть рекомендовано и после проведения среднего и капитального ремонта при аналогичной наработке.
Е1 включает замену:
- масла и масляного фильтра.
Техническое обслуживание E2: Замена масла регулярно через каждые 800 - 1600 часов
В зависимости от объёма масляной системы, марки моторного масла и условий эксплуатации замена моторного масла проводится регулярно через каждые 800 - 1600 ч. Эта периодичность довольно индивидуальна и должна быть установлена в каждом конкретном случае по результатам анализов масла. При определённых условиях может оказаться, что масло можно менять даже реже, чем через каждые 1600 ч наработки. Также на данной наработке проводится регулировка теплового зазора клапанного механизма.
Е2 включает замену:
- масла и масляного фильтра;
- прокладки клапанной крышки.
Техническое обслуживание E3: Замена свечей зажигания регулярно через каждые 1600 часов
Исходный регламент предусматривает, что через каждые 1600 ч необходимо одновременно поменять масло и свечи. Однако при использовании хороших (и более дорогих) моделей свечей периодичность их замены может быть увеличена от 3 до 6 тыс. ч.
Е3 включает замену:
- свечей зажигания;
- масла и масляного фильтра;
- прокладки клапанной крышки.
Дополнительное техобслуживание: Замена расходников
Примерно через каждые 5000 ч одновременно с ближайшим техническим обслуживанием Е2 или Е3 проводится замена:
- масляного сепаратора;
- воздушного фильтра.
Кроме того, примерно раз в год проводится полная замена:
Текущий ремонт R1: Замена турбокомпрессора через каждые 15 тыс. ч
Через каждые 15000 ч должна проводиться замена:
Средний ремонт R2: Замена головок цилиндров и гильз цилиндров через каждые 30 тыс. ч
Средний ремонт положено проводить на 30 тыс. ч. Однако в реальной жизни, конечно, технические специалисты смотрят на фактическое состояние двигателя. В результате диагностики проведение такого ремонта может быть отодвинута на 5 или даже 10 тыс. ч.
При проведении среднего ремонта помимо объёма работ R1 (замена турбокомпрессора), выполняется замена:
- головок цилиндров;
- гильз цилиндров;
- поршневых колец;
- шатунных вкладышей и болтов шатуна;
- высоковольтных проводов системы зажигания.
Кроме того, проводится техобслживание генератора.
Таким образом, газовые моторы MAN Truck & Bus - это единственные газовые двигатели, на которых до среднего ремонта 30 тыс. ч механику двигателя вообще трогать не надо. И в этом их огромное преимущество над газопоршневыми установками многих других европейских или американских производителей, в которых надо ремонтировать или менять головки и детали поршневой группы требуется уже на 15 - 20 тыс. ч, а то и раньше. Например, на газовых двигателях Perkins головки цилиндров подлежат замене уже при проведении текущего ремонта на 16 тыс.ч.
Капитальный ремонт R3: Полная переборка двигателя на 60 тыс. ч
Капитальный ремонт на 60 тыс. ч проводится с целью восстановления моторесурса двигателя. Как и в случае со средним ремонтом, в зависимости от фактического состояния деталей и узлов двигателя капремонт может быть сдвинут на 5 - 10 тыс. часов.
При проведении капитального ремонта выполняется объём работ R1 и R2. Кроме того, обязательной замене подлежат:
- поршни;
- подшипники коленвала;
- катушки зажигания.
В зависимости от степени износа могут быть земенены:
Коленвал при проведении первого капремонта обычно не меняют. В случае необходимости проводится ремонт коленвала с установкой ремонтных вкладышей.